Ангарск инфо - на главную Автосервис Центр. Ремонт двигателя, подвески, АКПП. Ремонт легковых и грузовых автомобилей
Навигация
 Ангарск
 Гос. службы
 Банки
 Страховые компании
 Агентства
 Связь
 Транспорт
 Промышленность
 Гостиницы
 Рестораны
 СМИ
 Общ. организации
 Образование
 Медицина
 Культура
 Клубы
Реклама






Яндекс.Метрика
"Ангарск. Я не могу забыть тот день
Когда по улицам твоим ...
Мечты текли, как бурная река ..."

История Сибири так захватывающе интересна, что читается как увлекательный роман. На её страницах плывут кочи русских землепроходцев, прокладывают удалые казаки волоки в междуречьях, свистят стрелы тунгусских воинов, горят зимовья и остроги, закладываются “златокипящие государевы вотчины”, бредут каторжане, грохочут выстрелы, уходят в таежную глухомань знаменитые экспедиции, рождаются великие слова о будущности земли за Уралом.
Около четырех веков продолжалось освоение Сибири. Об этом написано достаточно много. Мы же выделим небольшой отрезок, век двадцатый, а точнее начнем с его середины. 15 мая 1945 года все газеты Восточной Сибири, как и накануне, посвятили свои полосы долгожданному дню в истории человечества – Дню Победы над фашистской Германией. Сибирь ликовала!
Были в газетах и другие материалы на злободневную тему. И только об одном событии не обмолвилась ни одна из них. Никто, видимо, не придал значения эшелону, прибывшему на станцию Усолье-Сибирское в восьмидесяти километрах от Иркутска. Слишком уж рядовым казалось тогда это событие. Впрочем, сам эшелон был обычным, вызывало любопытство незнакомое сибирякам оборудование, покоившееся на платформах, гигантских размеров, фантастических конструкций. То было оборудование для завода полукоксования.
Состав загнали в тупик.
…Примерно за месяц до этого случилось еще одно событие, важное не только для нашего повествования, а и для послевоенной истории Сибири. Произошло оно буднично и просто: начальник строительного управления Усолья-Сибирского вызвал к себе молодого прораба Николая Басурманова.
Когда тот вошел в кабинет, начальник оторвался от чертежей.
- Совсем переходим на мирные рельсы, Николай Семенович. Войне вот-вот конец, строить будем много, добротно. Так вот, ваш участок в Усолье в ближайшие дни мы закрываем и переводим вас в район между Ангарой и Китоем вблизи железнодорожной станции Китой. Здесь скоро развернется строительство. Что строить будем, пока не известно. Приказ пока такой – готовить жилье.
Нельзя сказать, что вблизи впадения Китоя в Ангару территория выглядела глухим медвежьим углом. Нет. Район был немного обжит. Тайга чередовалась с небольшими пахотными полями Китойского лесозавода. Встречалось немного окопов, сюда когда-то на лето выезжали кавалеристы и построили конюшню, овчарню, столовую, беседки, коновязи, глубокий колодец. Но со временем все это пришло в негодность.
Под конец апреля бригада строителей высадилась в тайге, в нескольких километрах от Китойского лесозавода. С Басурмановым приехал опытный плотник Иван Христофорович Ромасюков и несколько ребят – выпускников Усольской школы ФЗО. Место выбрали на небольшой поляне. С одной стороны тайга, с другой – поле, чуть дальше - пойма Китоя. Выгрузили ломы, лопаты, кирки, топоры, пилы, развели костер, перекурили.
- Ну что, начнем, ребята! – и Иван Ромасюков, поплевав по привычке на руки, вонзил топор в сосну. Этот топор впоследствии стал реликвией и оказался под стеклом витрины городского музея.
К следующему вечеру на поляне поднялся маленький домишко. Он стоял под горкой, ладненький, красивый, чистенький.
- Как-то назвать надо это место, - предложил кто-то из ребят, - все-таки первая изба. А вдруг с нее большущий город начнется?
- У нас кто начальник? – спросил Ромасюков и тут же ответил: - Басурманов! Зачем же голову ломать долго. Вот и назовем “Басурмановка”.
Но вскоре “Басурмановка” стала более известна под именем Копай-город.
Запомни время и место: победный май 1945 года, Китой, Ангара, эшелон в тупике станции Усолье-Сибирское… Через несколько дней по железной дороге составы с оборудованием пошли один за другим, каждая пара рук на счету. Плотники, бетонщики, маляры, штукатуры превратились в грузчиков. С утра до поздней ночи, иногда при свете костров, вдоль полотна разносилось: “Давай! Нажмем! Еще раз! Раз, два – взяли!”
(Решение строить комбинат по производству жидкого топлива и теплоэлектроцентраль, первую станцию высокого давления в Восточной Сибири, в междуречье Ангары и Китоя приняла государственная комиссия во главе с Николаем Ивановичем Ярополовым, назначенным впоследствии начальником будущего комбината.)
Итак, Китойская площадка! Но почему именно ей отдано предпочтение перед другими? Площадку для размещения комбината и поселка вблизи двух транспортных артерий – реки и транссибирской магистрали – можно было найти и на других свободных территориях, которые тогда еще были. Но именно здесь появилась возможность расположить жилой район таким образом, чтобы он занял подпойменную террасу высокого правого берега Китоя, на большом удалении от Ангары, что в значительной степени снижало ее влияние на благоприятный микроклимат будущего жилого района. Архитекторов подчас корят: дескать, лишили город красоты и индивидуальности, отгородив его от Ангары комбинатом. Город у такой красавицы-реки, а реки не видать. Не спорим – Ангарск у реки обладал бы большими эстетическими возможностями. Но, во-первых, у высокой равниной части местности с сухим песчаным грунтом и крупным лесным массивом до самого берега Китоя более здоровый микроклимат, здесь быстрее и лучше очищается воздушный бассейн. А густые осенние туманы и сильные ветры на побережье Ангары сводят на нет все эти преимущества. Во-вторых, что очень важно, отход от реки обеспечивал развитие города резервными территориями. Необходимость в них стала очевидной, едва началось строительство.
О новой стройке заговорили в Иркутске, Усолье-Сибирском, Тельме, Китое, Биликтуе, во всех близлежащих деревнях. Слово “город” еще не произносили, пока предстояло строить временный поселок.
На стройку ехали люди из разных концов страны, в основном по оргнабору. Много было и добровольцев. Неизвестно как доходила весть о развернувшемся строительстве в таежном краю Приангарья в далекие от Сибири области, но люди расставались с родными местами, садились в поезда, следующие на восток, и сходили на станции Китой, не отмеченной зачастую и на сибирских картах. До Копай-города добирались пешком.
Нелегко было первостроителям. Трудновато было с хлебом, другими продуктами, не хватало инструмента, о машинах и говорить не приходилось. Но все компенсировалось необычным энтузиазмом и задором строителей. День за днем люди обживали тайгу. Появились первые поселки, дороги, тайга наполнилась людским говором, перестуком топоров, запахом консервированного горохового супа. Из-за нехватки жилья основным жильем в этот период были землянки. Сооружались такие объекты быстро – вчерашние солдаты в еще пахнущих порохом гимнастерках по этой части были мастаками.
Фундамент первого дома заложили в мае 1946 года. Николай Иванович Ярополов произнес торжественную речь, а в конце её сказал:
- С этого поселка, дорогие друзья, мы начнем социалистический город. А вот название у него – Аварийный. Не звучит. Давайте подумаем.
- Так май на дворе, - раздалось из толпы. – Пусть и будет Майском…
1946 год заканчивался врезавшимся в память первостроителей словом “мало”. Мало жилья, хлеба, крупы, мало кирпича, теплой одежды, мало инструмента, подъездных дорог, мало автомашин, свечей и керосиновых ламп.

Следующая страница
 Ангарск
  История города
  Летопись
  Карта окрестностей
  Почетные граждане
  Известные люди
  Улица-человек
  Стихи об Ангарске
  Музей часов
  Музей Победы
  Музей минералов


:: Главная  :: Доска объявлений  :: Написать нам